Logo (Main page)
Special Astrophysical Observatory RAS

English
   О нас      Подразделения     Телескопы     Наука     ЦКП/УНУ     Издания     Образование     СМУ     Экскурсии     Сервис     Контакты

Препринты. Архив аннотаций 2002 год.

N175 (декабрь)

Радионаблюдения и оптические отождествления полной выборки радиоисточников в области склонений 10o-12o30' (J2000)
Авторы: А.Г.Горшков, В.К.Конникова, М.Г.Мингалиев

Представлены результаты наблюдений на частотах 0.97, 2.3, 3.9, 7.6, 11.1 и 21.7 ГГц на радиотелескопе РАТАН-600 полной по плотности потока выборки радиоисточников. Выборка получена из обзора MGB 4.85 ГГц и содержит все источники в области склонений 10o-12o30' (J20000) с галактическими широтами |b| > 15o, имеющие плотность потока S4.85 > 200 мЯн. С оптическими объектами отождествлено 86% радиоисточников с плоскими спектрами и 59% источников с нормальными. Проведено разделение источников с плоскими спектрами на протяженную и компактную компоненты.

N174 (август)

Реализация метода многоазимутальных наблюдений Солнца на РАТАН-600
Авторы: С.Х. Тохчукова

Автоматизация южного сектора РАТАН-600 и перископического отражателя позволила увеличить эффективность солнечных исследований на радиотелескопе и развить метод многоазимутальных наблюдений. В сочетании с многоволновым солнечным приемным комплексом этот метод дает возможность изучать динамические характеристики солнечных структур в широком диапазоне радиоволн и проводить двумерное картографирование Солнца одновременно на многих длинах волн. В настоящее время достигнуто временное разрешение 4 минуты в течение 4 часов при наблюдениях в интервале азимутальных углов от +30o до -30o. В данной работе представлены программно-методические разработки для реализации режима многоазимутальных наблюдений.

N173 (август)

Панорамная спектроскопия галактик с двойными барами
Авторы: А.В. Моисеев

Описываются результаты спектральных наблюдений выборки галактик c перемычками, во внутренних областях которых наблюдается поворот изофот, обычно приписываемый второму бару. Поля лучевых скоростей ионизованного газа и звезд, поля дисперсии лучевых скоростей звезд построены по данным панорамной спектроскопии на 6-м телескопе САО РАН. Обнаружены различные типы некруговых движений ионизованного газа: радиальные потоки внутри крупномасштабных баров, противовращение газа и звезд в центре NGC 3945, полярный газовый диск в NGC 5850 и т.д. На основе анализа изображений галактик в оптическом и ближнем ИК-диапазонах (как наземных, так и с Хаббловского космического телескопа), в 5 объектах обнаружены околоядерные мини-спирали. Показано, что присутствующий на изображениях галактик внутренний (второй) бар не влияет на околоядерную кинематику газа и звезд. Таким образом, вопреки распространенному мнению, второй бар не является динамически выделенной галактической структурой. Автор считает, что так называемые "галактики с двойными барами" не принадлежат к отдельному типу галактик, а представляют объединение объектов с существенно различающейся морфологией околоядерных областей.

N172 (август)

Исследование звезд гало. I. Атлас спектров в диапазоне 3550-5000
Авторы: В.Е.Панчук, С.В.Ермаков, В.Г.Клочкова

Дано введение в проблему спектроскопических исследований звезд гало. Формулируются требования к спектроскопическому материалу, пригодному для изучения распространенности химических элементов в атмосферах самых старых объектов Галактики. Описан метод наблюдений и обработки спектрального материала. Отмечены особенности метода построения атласа спектров и отождествления линий. Для четырех объектов в интервале металличности -3.0 < [Fe/H] < -0.6, температур 4750 < Teff < 5900K, светимостей 1.6 < < 5.0 представлен атлас спектров в диапазоне 3550-5000 со спектральным разрешением R = 60000. Определены параметры моделей атмосфер и содержание 29 химических элементов и их ионов. Исследованы ошибки определения содержания различных химических элементов.

N171 (август)

Структура и кинематика галактик с двойными барами. I. Наблюдения
Авторы: А.В. Моисеев, Х.Р. Валдес, В.О. Чавушян

Представлены результаты спектральных и фотометрических наблюдений выборки объектов - кандидатов в галактики с двойными барами. Поля лучевых скоростей ионизованного газа и звезд, поля дисперсии лучевых скоростей звезд, построены по данным панорамной спектроскопии на 6-м телескопе со спектрографом MPFS и сканирующим интерферометром Фабри-Перо. Изображения галактик в оптическом и ближнем ИК-диапазоне были получены на 6-м телескопе САО РАН, 2.1-м телескопе (Мексика) и Хаббловском космическом телескопе (HST). Детально описываются морфологические и кинематические особенности всех 13-ти объектов выборки. При этом наибольшее внимание уделяется интерпретации наблюдаемых некруговых движений газа и звезд в околоядерных (килопарсековых) областях.

N170 (август)

Комплекс аппаратуры для спектроскопических исследований звезд на 6-метровом телескопе БТА
Авторы: В.Е.Панчук, В.Г.Клочкова, Н.Е.Пискунов, Д.Н.Монин, М.В.Юшкин, С.В.Ермаков, И.Д.Найденов

Сообщается о завершении основного объема работ по созданию, исследованию и вводу в эксплуатацию комплекса спектроскопической аппаратуры, использующей современные твердотельные светоприемники, и стационарно размещенной на 6-метровом телескопе БТА. Аппаратура используется в наблюдениях, занимающих до 30% календарного времени телескопа, и ориентирована, в основном, на исследования звезд и звездообразных объектов в широком диапазоне звездных величин (до mv=18) и в широком диапазоне спектральных разрешений (R=2500-82000). Используя основные характеристики комплекса, мы рассмотрели вопрос информативности астрономических спектрографов. Оцениваются резервы созданных методов наблюдений.

N169 (август)

Спектральный комплекс фокуса Нэсмита 6-метрового телескопа БТА. X. Позиционные и фотометрические характеристики кварцевого эшелле-спектрографа НЭС с крупноформатной матрицей "Уппсала ПЗС"
Авторы: В.Е.Панчук, Н.Е.Пискунов, В.Г.Клочкова, М.В.Юшкин, С.В.Ермаков

Приведены результаты адаптации матрицы ПЗС 2048х2048 элементов "Уппсала ПЗС" к эшелле-спектрографу с большим диаметром коллимированного пучка (НЭС), стационарно размещенному на платформе фокуса Нэсмита БТА. По сравнению с прежним светоприемником (матрицей ПЗС 1160х1040 элементов), проницающая способность спектрографа увеличилась на 2 зв. вел., втрое снизилась позиционная нестабильность спектрограмм, число одновременно передаваемых элементов спектра увеличено почти вчетверо. Приведены фрагменты спектров различных объектов, а также другая информация, позволяющая планировать наблюдения на спектрографе.

N168 (август)

Протопланетарная туманность AFGL 2688: эволюция модельных представлений
Авторы: В.Г.Клочкова, В.Е.Панчук, М.В.Юшкин

На основании спектроскопических (с разрешением R=60000) и спектрополяриметрических (R=15000) наблюдений на 6-метровом телескопе впервые разделены детали фотосферного и околозвездного происхождения в оптическом спектре биполярной протопланетарной туманности AFGL 2688. Проведено отождествление абсорбционных деталей фотосферного спектра (около 200 линий в диапазоне 4650-6050 ), измерены лучевые скорости. Разрешена вращательная структура голов эмиссионных полос системы Свана молекулы C2. Выделена P Cygni составляющая профиля линий резонансного дублета натрия, формирующаяся в оптических лепестках туманности. По спектрополяриметрическим наблюдениям измерена линейная поляризация в диапазоне 5000-6600 . Установлено, что эмиссия в линиях резонансного дублета натрия и полосы системы Свана формируется в оболочке, причем механизмом возбуждения полос является резонансная флуоресценция. Обсуждаются опубликованные результаты многочисленных наблюдений AFGL 2688 в оптическом, инфракрасном, субмиллиметровом и сантиметровом диапазонах. По совокупности опубликованных ранее и новых наблюдений в оптическом диапазоне предложена кинематическая схема туманности. Оболочка, потерянная на стадии AGB, расширяется со скоростью 23км/с. В туманности наблюдаются движения со скоростями 40км/с, характерные для стадии post-AGB. Угол наклона главной оси туманности, соединяющей оптические лепестки, к картинной плоскости составляет 7o. Масса центральной звезды равна 1.2 M, светимость - 4X104 L. Сравнение результатов определения химического состава центральной звезды и оболочки позволяет предположить, что при потере вещества на стадии post-AGB вскрыты слои звездной оболочки, прошедшие переработку в CN-цикле. Сделан вывод о большой массе звезды-предшественницы AFGL 2688.

N150T (август)

Цифровой телевизионный комплекс БТА САО РАН
Авторы: В.В.Комаров, В.В.Витковский, В.В.Власюк, А.Ф.Фоменко, В.С.Шергин

Сообщается о создании цифрового телевизионного комплекса 6-м оптического телескопа БТА. Данный комплекс позволяет оцифровывать видеоинформацию от всех 3-х фокусов БТА. Это дает возможность производить более надежное отождествление объекта, гидирование по его цифровому видеоизображению, а также накопление и обработку телеизображений. Цифровой комплекс создан на базе видеосервера, включающего фреймграбер VS56/VS60, который имеет входы для 4-х независимых телевизионных аналоговых сигналов телеподсмотров БТА с программно-управляемым выбором одного из них для последующей оцифровки видеоизображения. Программы управления видеосервером, а также обработкой телевизионной информации, включая гидирование объекта по его видеоизображению, написаны в ОС Linux. Это позволяет подключаться к видеосерверу с любого компьютера в локальной сети САО и выполнять независимую обработку наблюдаемых изображений.

N167

Концепция USS - комплекса автоматизации подготовки и проведения наблюдений на радиотелескопе РАТАН-600
Авторы: Г. В. Жеканис, В. К. Кононов, М. Г. Мингалиев, П. Г. Цыбулев

Описываются общие принципы организации и методология построения комплекса автоматизации подготовки и проведения наблюдений на РАТАН-600. Комплекс USS рассматривается как интегрированная система, объединяющая ключевые подсистемы радиотелескопа и обеспечивающая их качественно новое и взаимосвязанное развитие и функционирование.

N166

Обработка ПЗС-наблюдений со сканирующим интерферометром Фабри-Перо
Авторы: А.В. Моисеев

Описываются алгоритмы, применяемые для обработки наблюдений, получаемых с новым редуктором светосилы 6-м телескопа SCORPIO в режиме сканирующего интерферометра Фабри-Перо. Основное внимание уделяется процедуре фотометрической коррекции каналов и вычитанию линий ночного неба, что особенно важно для ПЗС-наблюдений (по сравнению со счетчиком фотонов). Исследуется влияние различных источников ошибок на оценки лучевых скоростей в кубе данных. Приводятся примеры построения полей лучевых скоростей по эмиссионным и абсорбционным линиям в галактике NGC 6951 и шаровом скоплении М 71 соответственно.

N164

ODA-R - Банк наблюдательных данных радиотелескопа РАТАН-600
Авторы: В. К. Кононов, С. В. Павлов, М. Г. Мингалиев, О. В. Верходанов, Е. К. Нижельская, Н. В. Хубиева

Описываются главные результаты разработки и внедрения Банка наблюдательных данных ODA-R радиотелескопа РАТАН-600. Созданный Банк данных представляет собой мультибазовую распределенную информационную систему, включенную в круглосуточный наблюдательный цикл радиотелескопа. Обсуждается идеология построения системы, технология архивизации экспериментального материала и доступ к архивной информации. Приводятся результаты сбора многолетней архивной статистики.

N161

Атлас спектров гипергигантов и сверхгигантов В6-А2 в диапазоне от 4800 до 6700 A
Авторы: Е.Л. Ченцов, С.В. Ермаков, В.Г. Клочкова, В.Е. Панчук, К. Бьеркман, А.С. Мирошниченко

На основе ПЗС-спектров, полученных с помощью эшелле-спектрометров 6-м телескопа, изготовлен спектральный атлас для LBV-звезд низкой светимости HD168625 и HD160529, белых гипергигантов - кандидатов в LBV HD168607 и AS314 и сверхгиганта HD183143. В графическом и табличном виде представлен интервал длин волн от 4800 A до 6700 A с разрешением 0.4 A. Отождествлено 380 линий и DIB. Описаны спектроскопические особенности объектов.

N160

Спектральный комплекс фокуса Нэсмита 6-м телескопа БТА. Светосильный эшелле-спектрополяриметр.
Авторы: В.Е.Панчук, В.Г.Клочкова, И.Д.Найденов, В.П.Романенко, С.В.Ермаков, М.В.Юшкин

Сообщается об испытаниях спектрополяриметра, выполненного на базе светосильного эшелле-спектрографа РЫСЬ. Даны характеристики метода, позволяющего измерять четыре параметра Стокса в спектрах, зарегистрированных с разрешением R=25000-30000. Приведены образцы наблюдательного материала.

N159

Эшелле-спектрополяриметр первичного фокуса БТА
Авторы: В.Е.Панчук, В.Г.Клочкова, М.В.Юшкин, В.П.Романенко, И.Д.Найденов, С.В.Ермаков

Сообщается о разработке метода измерения линейной поляризации с высоким спектральным разрешением в главном фокусе 6-м телескопа. Приведены результаты первых наблюдений. Оцениваются перспективы развития метода.

Вопросы и замечания к  вебмастеру