Logo (Main page)
Special Astrophysical Observatory RAS

English
   О нас      Подразделения     Телескопы     Наука     ЦКП/УНУ     Издания     Образование     Сервис     Контакты

Важнейшие результаты САО РАН за 2020 год

Здесь представлены краткие формулировки важнейших результатов научных исследований сотрудников САО за последний год, представляемых обсерваторией в ОФН. Имеется доступ к архивам результатов с 1993 года.

Солнечная система

Архив достижений по тематике "Солнечная система"

Галактика

Определение параметров ветров массивных звезд и ультраярких рентгеновских источников с помощью сеток моделей протяженных атмосфер
С целью получения массовых оценок параметров ветров массивных звезд и ультраярких рентгеновских источников (ULX) с помощью кода CMFGEN были рассчитаны сетки не-ЛТР моделей протяженных атмосфер. Построенные на их основе диаграммы эквивалентных ширин выбранных эмиссионных линий были применены для определения температур фотосферы и темпов оттока вещества в ветрах нескольких LBV и Of/late-WN звезд нашей Галактики и М31. Сравнение полученных величин с результатами детальных расчетов других авторов показало согласие в пределах 2% по температуре и 20% по темпам истечения газа. Впервые были получены параметры ветров ULX: значения находятся в интервале 33000-36000 К и (1.1-7.6)×10-5 масс Солнца в год. Наблюдаемые эквивалентные ширины линий измерены в результате спектроскопии объектов, проведенной на 6-м телескопе САО РАН и крупных зарубежных телескопах.
Авторы: Костенков А.Е., Винокуров А.С., Соловьева Ю.Н. (САО РАН), Фабрика С. (САО РАН, КФУ) в кооперации с Атапиным К. (ГАИШ МГУ)
Опубликовано:
1. А. Костенков, А. Винокуров, Ю. Соловьева, К. Атапин, С. Фабрика; «Моделирование спектров протяженных атмосфер с температурами ниже 40000 К»; Астрофизический бюллетень, том 75, No 2, с. 207-217 (2020)
2. A. Kostenkov, A. Vinokurov, Y. Solovyeva; «Determining parameters of ULXs with model grids of extended atmospheres»; arXiv:2010.08399 (2020)

Архив достижений по тематике "Галактика"

Метагалактика

Восстановление трехмерной структуры газо-пылевой области Sh-S235
Предложен новый метод исследования пространственной структуры газо-пылевых облаков вокруг галактических областей ионизованного водорода. Анализ распределения яркости в оптических эмиссионных линиях, полученных с помощью фотометра с перестраиваемым фильтром MaNGaL на 1-м телескопе САО РАН, позволил построить карты распределения электронной плотности и пылевого поглощения в галактической туманности Sh-S235.  Сопоставление этих данных с инфракрасными наблюдениями спутника AKARI позволило понять пространственное распределение нейтрального вещества вокруг ионизованного «пузыря», окружающего молодую горячую звезду: дальняя стенка оказалась значительно плотнее ближней. Эту методику предполагается использовать для исследования пространственной структуры других близких областей звездообразования.
Авторы: Моисеев А.В., Уклеин Р.И. (САО РАН) в кооперации с Кирсановой М.С., Боли П.А., Вибе Д.З. (ИНАСАН, МФТИ)
Опубликовано:
1. M. S. Kirsanova, P. A. Boley, A. V. Moiseev, D. S. Wiebe, R. I. Uklein, 3D structure of HII region Sh2-235 from tunable filter optical observations, 2020, MNRAS, 497, 1050

Новый метод измерения радиуса сублимации пыли в активных ядрах галактик по поляриметрии широких линий
Разработан новый метод определения внутреннего радиуса пылевого тора, окружающего центральные области активных ядер галактик (АЯГ), на основе эхокартирования широких эмиссионных линий в поляризованном свете. В АЯГ 1 типа наблюдается экваториальное рассеяние на пылевом торе, проявляющееся в специфических особенностях профиля широких линий в поляризованном свете. Временная задержка между потоком в неполяризованном континууме и в поляризованной линии определяет расстояние до области рассеяния, где среда становится оптически толстой, а температура – достаточно низкой для образования пыли. Метод был впервые применен к сейфертовской галактике Mrk 6, спектрополяриметрические наблюдения которой проводились в 2010-2013гг на БТА при помощи SCORPIO-2. Радиус сублимации составил ~100 св. дней (0.0002 сек. дуги), что уточнило размер области рассеяния в 2 раза относительно оценок, полученным по данным ИК-интерферометрии на телескопах Кека.
Авторы: Шабловинская Е.С., Афанасьев В.Л. (САО РАН) в кооперации Попович Л. (Астрономическая обсерватория Белграда, Сербия)
Опубликовано:
1. Shablovinskaya E.S., Afanasiev V.L., Popoviс L.С. Measuring the AGN Sublimation Radius with a New Approach: Reverberation Mapping of Broad Line Polarization, 2020, ApJ, 892, 118. doi:10.3847/1538-4357/ab7849

Исследования реликтового микроволнового излучения (РИ)
На основе оригинальных разработок методов анализа результатов космологических экспериментов WMAP (NASA) и Planck (ESA) создан программно-алгоритмический комплекс GLESP, широко используемый многим космологами в России и за рубежом. За десять лет были реализованы: новая эффективная методика пикселизации радиокарт на полной сфере, анализ спектра мощности флуктуаций РИ для различных способов учета фоновых излучений Галактики, математический аппарат изучения статистических свойств флуктуаций микроволнового фона.
В ходе применения GLESP впервые в России автором подробно проанализированы важнейшие результаты современной наблюдательной космологии и будущие ключевые радиоастрономические эксперименты. В ходе этой работы были опубликованы четыре научных обзора, посвященные свойствам РИ и решающему вкладу подобных исследований в развитие современной космологической модели.
Авторы: Верходанов О.В. (САО РАН)
Опубликовано:
1. О.В. Верходанов, Поиск негауссовости в наблюдательных данных по реликтовому микроволновому фону. Успехи физ. Наук 182, 1177-1193 (2012)
2. О.В. Верходанов, А.Г. Дорошкевич, Cистемы пикселизации неба для анализа протяженного излучения Успехи физ. Наук 183, 849-862 (2013)
3. О.В. Верходанов, Космологические результаты космической миссии "Планк". Сравнение с данными экспериментов WMAP и BICEP2. Успехи физ. Наук 186, 3-46 (2016)
4. О.В. Верходанов, Реликтовое излучение и современная космологическая модель Астрономический Ж., 3, 44 стр. (2021) (принята в печать)

Нейтрино высоких энергий рождаются в радио-ярких блазарах
Нахождение источников астрофизических нейтрино и изучение механизмов их образования крайне важно для понимания высокоэнергетичных процессов во Вселенной, включая ускорение релятивистских протонов. Используя данные нейтринного телескопа IceCube, наблюдения на международных радиоинтерферометрических сетях и на РАТАН-600 САО РАН обнаружено, что нейтрино широкого спектра энергий рождаются в центральных областях ярких блазаров, то есть активных галактик со струями, направленными на наблюдателя. Показано, что области прихода нейтрино сверхвысоких энергий (от ТэВ до ПэВ) совпадают с положением ярких квазаров на небе, а моменты их прихода - с мощными вспышками синхротронного излучения в компактных джетах этих объектов. Полученные результаты позволят лучше понять свойства центральных машин АЯГ как ускорителей массивных частиц - протонов.
Результат получен совместно с АКЦ ФИАН, ИЯИ и МФТИ.
Авторы: Сотникова Ю.В., Эркенов А.К., Нижельский Н.А., Цыбулев П.Г., Жеканис Г.В., Бурсов Н.Н.(САО РАН) совместно с Ковалев Ю.А., Ковалев Ю.Ю., Соколовский К.В., Войцик П.А., Попков А.В. (АКЦ ФИАН), Плавин А.В. (МФТИ), Троицкий С.В. (ИЯИ РАН)
Опубликовано:
1. Kovalev Y.A., et al., RATAN-600 and RadioAstron reveal the neutrino-associated blazar TXS 0506+056 as a typical variable AGN, 2020AdSpR..65..745K.
2. Plavin et al., Observational Evidence for the Origin of High-energy Neutrinos in Parsec-scale Nuclei of Radio-bright Active Galaxies, 2020ApJ...894..101P.
3. The RATAN-600 2-22 GHz continuum spectrum of the neutrino association quasar TXS 1100+122 is slightly rising, 2020ATel13405....1K.
4. Flat spectrum radio quasar TXS 1100+122 has a bright VLBI-compact core - as expected for neutrino candidate sources, 2020ATel13397....1K.

Архив достижений по тематике "Метагалактика"

Аппаратурно-методические разработки

Создание быстродействующей системы регистрации изображений на основе широкоформатного малошумящего КМОП-фотоприемника
Разработана и изготовлена для эксплуатации на телескопах САО РАН высокоскоростная система регистрации изображений на базе КМОП-фотоприемника GSense4040CMT (GPixel, КНР) форматом 4К×4К пикселей. Разработан новый контроллер, позволяющий управлять режимами работы и термостабилизацей КМОП-приемника, формировать видеоданные и передавать их в управляющий компьютер со скоростью до 10 Гбит/с. Реализован эффективный комплекс программ для класса быстродействующих фотоприемников. Основными преимуществами разработанной КМОП-системы являются высокая скорость считывания кадров (на два порядка выше в сравнении с астрономическими ПЗС-системами), высокая чувствительность (сравнимая с ПЗС) и крупный формат приемника, что позволяет применять новую систему регистрации изображений для проведения быстрых обзоров неба и получения изображений быстропеременных астрономических объектов. На 6-м телескопе БТА созданную систему предполагается использовать в методах быстрой спектроскопии.
Авторы: Мурзин В.А., Ардиланов В.И., Афанасьева И.В., Иващенко Н.Г., Притыченко М.А. (САО РАН)
Опубликовано:
1. Афанасьева И.В., Мурзин В.А., Ардиланов В.А., Иващенко Н.Г., Притыченко М.А., Борисенко А.Н. Bысокоскоростное малошумящее фотоприемное устройство для наземных наблюдений объектов космического мусора // Всероссийская научная конференция «Космический мусор: фундаментальные и практические аспекты угрозы»: сборник трудов. Серия «Механика, управление и информатика», 2019, с. 52-57.
2. Ардиланов В. А., Мурзин В. А., Афанасьева И. В., Иващенко Н. Г., Притыченко М. А. Разработка широкоформатных фотоприёмных устройств для 6м телескопа на базе фотодетекторов последнего поколения // Всероссийская конференция «Наземная астрономия в России. XXI век»: Сб. тезисов, САО РАН, Нижний Архыз, Россия, 21-25 сентября 2020 г., с. 36-37.

Архив достижений по тематике "Аппаратурно-методические разработки"